Пятница, 17.05.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 137
Главная » Статьи » Мои статьи

Японская школа художников дикой природы


Популярный китайский жанр «горы-воды» японцы стали называть «сансуйга».


Именно благодаря этим первопроходцам появился великий Сэссю Тоео (1420-1506). Собственно с него и началась японская живопись дикой природы. В 1467-1469 годах он побывал в Китае, изучал стародавнюю китайскую живопись дикой природы. Он стал рисовать в китайской манере и имел большое количество учеников и последователей. В своих работах он показывал грустное очарование японских гор, ускользающий мир дикой природы. Его пейзажная монохромная живопись тушью отмечена проникновенным пониманием свободной природы, лаконичной образной передачей пространства, сочетанием мягких тонов и энергичных линий. Непревзойденный шедевр Сэссю - картина «Зимний пейзаж» (1480-е годы).


В стиле Сэссю рисовали Ейтоку и Хасегава Тохаку (1539-1610). Один из шедевров последнего - «Сосновый лес», изображающий древние сосны сквозь туман, хранится в Национальном музее Токио (Japаnese...,1977). Традиция изображения дикой природы в японской пейзажной живописи с древних времен была тесно связана с поэзией, пейзажной лирикой и нашла воплощение в принципе хайга (опоэтизированная картина), употребляющемся в живописи и поэзии на равных правах. Она сочеталась с такими японскими народными обычаями, как «цкими» - любование полнолуньем осенью, «юкими» - любование первым снегом зимой, «сакураманкай» - любование цветением вишни - сакуры ранней весной.


К шедеврам стародавней японской живописи дикой природы можно отнести работы таких художников как Г.Бомпо - «Орхидеи» (конец 14 в.), Редзэн - «Белая цапля» (середина 14 в.), Бунсэй - «Западное озеро» (до 1473 г.), Соами - «Восемь видов рек Сяо и Сян» (начало 16 в.), Тосюн - «Вечерний снег из восьми видов рек Сяо и Сян» (начало 16 в.), С.Сукэй - «Ястреб на сосне» (16 в.), К.Эйтоку - «Сосна и журавль» (1566 г.), Х.Тохаку - «Сосновая роща» (конец 16 в.), Согацу - «Лотос и плывущие птицы» (начало 17 в.).


Из монохромной живописи в стиле Сэссю и его коллег родилась знаменитая японская школа Кано, названная в честь отца Кано Масанобу (1437-1530) и сына - Кано Мотонобу (1476- 1559). Эта школа просуществовала с 15 по 17 век. Ее представители часто изображали в своих работах дикую природу средневековой Японии - горы, водопады, девственные леса. Так например, известна картина Кано Мотонобу - «Водопад».


Выдающимися пейзажистами этой школы в 17 века стали братья Кано Танью и Кано Ясунобу (одна из наиболее известных работ последнего - «Фазан на иве»). Следует также отметить Тоити Сэккоку - «Зимний пейзаж. В поисках дикой сливы» (1772) и «Горы зимой». На картине Ватанабэ Кадзана (1793-1844) - «Осенний пейзаж» изображена маленькая фигурка художника среди осенних грустных гор. Осени посвящена и работа Мори Тэцуузаи - «Обезьяны осенью» (1775), хранящаяся в Государственном музее искусств народов Востока в Москве. Непревзойденный шедевр - картина Кано Тосюна - «Обезьяны, ловящие отражения луны в воде». Мировым шедевром считается работа Огата Корина «Красные и белые цветы сливы». Однако, в отличие от китайских художников, у их японских коллег была одна общая излюбленная тема. Это - символ Японии дикая гора Фудзи.


Я отплыл от берега,
Берега моря в Таго.
И увидел белую, сверкающую
Вершину Фудзи,
Всю в свете.
Сквозь падающие снежинки.
Яамабе но Акихито (начало 8в). (78)


Богине горы Фудзи по всей Японии сейчас посвящено более 1300 храмов. В районе Фудзи создан национальный парк. Самый первый известный японский рисунок горы Фудзи датируется 1069 г., хотя, несомненно, японские художники начали писать ее гораздо раньше (78).


Особенно популярной она стала в 19 веке, когда и приобрела известность в западном мире. Основатель жанра дикой природы в японской гравюре художник Кацусика Хокусай в 1831-1835 годах изобразил гору во множестве черно-белых и цветных гравюр, создав некоторое время спустя свой известный альбом «Сто видов Фудзи». Это был один из самых выдающихся художественных проектов дикой природы в мире. Сам автор гравюр считал эту гору священной. Известны также наборы его гравюр «Тридцать шесть видов горы Фудзи», «Путешествие по водопадам страны», «Тысяча видов моря», «Снег, луна, цветы», «Цветы и птицы», «Живописные места, необыкновенные виды», воспевающие дикую природу и ее обитателей.


Одним из первых стал изображать Фудзи творец национального японского пейзажа Сэссю. Но если Фудзи у Сэссю таинственна и непомерна и, нависая над долиной и крошечной деревушкой, воплощает непостижимую сущность вселенной, воссоздает красоту дикой природы, то у Хокусая она наделена несколько иным содержанием. Мастер вдохновился видом горы во время одного из своих путешествий. Наиболее красива Фудзи со стороны океана. В океан спускаются пологие отроги гор, к нему сбегаются горные реки, а справа от дороги, на горизонте, вздымается Фудзи, соотносимая с бескрайним простором океана. Она кажется особенно грандиозной, возникая в долине и возвышаясь над полями. Основание Фудзи тает в густых полосах тумана, и кажется, что гора плавно взлетает, и подобно гигантской птице, парит над страной, охраняя ее покой и тишину. Героиня древних легенд и сказаний, эта гора почиталась вначале как богиня Огня и позже как обитель Синто. Она считалась началом небес и земли, гордостью нации и основой национального благополучия. Ей поклонялись даосы, буддисты, синтоисты, дикая гора постепенно стала воплощением высоких стремлений народа и лучших качеств нации. Именно это старался показать в своих работах Хокусай, этот Сэссю своего времени.


Снег падал с вершины.
Из уст в уста пойдет рассказ
О красоте твоей.
Из уст в уста, из века в век,
Высокая вершина Фудзи. (Воронова, 1975)


Каждая гравюра Хокусая сообщает нам что-то новое о Фудзи. Мы вслушиваемся в тишину соснового бора - «Вид Фудзи с Мацуяма», всматриваемся в чуть трепещущие ветви ивы - «Вид Фудзи от плотины с ивами», подчиняемся неодолимой власти ненастного серого дня, когда ее формы теряют очертание - «Фудзи во время ливня». Есть работы почти фантастические - «Рождение вершины Хоэнсен на Фудзи», «Фудзи как подставка для солнца», «Фудзи в виде снежной горки».


Мастер рисует гору опрокинутой в озеро - «Полет диких гусей», рассматривает ее сквозь паутину - «Фудзи сквозь паутину», или издалека - «Вид Фудзи от реки за горами Яцугадакэ». На всех гравюрах Хокусая Фудзи изображена как совершенная гора, нерушимая константа, как элемент вечной дикой природы, как отсвет ее вечной красоты. В своем безмолвии и величии Фудзи проявляет некую сакральность законов бытия. Самыми его выдающимися изображениями Фудзи признаны - «Красная Фудзи», «Большая волна» (ставшая национальным символом Японии) и «Гора во время грозы». Полное название «Красной Фудзи» - «Победный ветер. Ясный день». Представьте себе, что на фоне сверкающего синего простора красным заревом пламенеет гора. Гора ни с чем не сопоставима. Мы переводим взгляд вниз и осознаем безбрежность неба и понимаем, что зелень на ее склоне - не трава, не кустарник, а высокий лес. Фудзи как бы вырастает на наших глазах, становясь величественной как мир.


Полет диких гусей
Фудзи сквозь заросли бамбука
Луна, хурма и кузнечик
Водопад в провинции Мино.


* * *


Лишь только небо и земля
Разверзлись, - в тот же миг
Как отраженье божества
Величественна, велика
В стране Суруга поднялась
Высокая вершина Фудзи!
Ямабэ Акахито
(Воронова, 1963)


В контрасте с «Красной Фудзи» сделана гравюра «Гора во время грозы». Облака наползли на гору, она напряглась и взъерошилась, блеск молнии режет тьму. Однако наиболее знаменита третья гравюра мастера - «Большая волна». Гора и вода - необходимые элементы всякого классического дальневосточного ландшафта. Но если в старых китайских или японских пейзажах вода присутствовала в виде дождя или водопада, то Хокусай открыл для японских художников дикой природы океан. Сама идея грандиозной океанской волны, противостоящей горе, была смелой и необычной. «Мудрецы любят воду, так как она изменчива. Милосердные любят горы» - говорил Конфуций. Сюжет гравюры, по словам японского искусствоведа Ногути - «Неистовая деятельность природы». Волна «подобно лапе сумасшедшего сокола нависает над Фудзи. Море напоминает танец восьмиглавого дракона» (Воронова, 1975). Главная идея картины в том, что люди вообще не противопоставлены дикой природе, они едва различимы и воспринимаются почти как белая пена брызг. Как пишет японский искусствовед Ногути: «Большая волна» вызывает двойственное впечатление - ...грандиозному голосу моря противопоставлена тишина, окружающая гору» (Воронова, 1975).


Пару слов о другой выдающейся серии работ о дикой природе - альбоме «Путешествие по водопадам страны», изданном в 1829 г. Хокусай показывает необычность форм водопадов, диковинность их очертаний: потоки воды то тонкими струйками стелятся по скале - «Водопад Киетаки каннон у дороги Токайдо», то врезается в пространство как острый клинок - «Водопад Оно», или похожи на узловатые корни могучего дерева - «Водопад Кирифури на горе Куроками».


Водопад Есицунэ напоминает о древнем герое, который купал в нем своего коня, а водопад Амида похож на голову Будды. «Естественное красиво лишь тогда, когда оно неожиданно», - такова мысль художника (Воронова, 1975).


В своих лучших работах Хокусай отошел от традиционной дальневосточной живописи, сочетая элементы работ как старых японских, так и современных европейских художников. В его гравюрах дикая природа Японии получила новое толкование - как символ нации, как воплощение лучших стремлений японского народа, его духа, как гордость Японии.


Сборники гравюр Хокусая выходили сериями альбомов, которые назывались «Манга». Так, выпуск 1817 г., полностью посвященный дикой природе, открывался поэтическим предисловием писателя Синитуй Самба: «А на горе Цукубы, куда мы взобрались, снег сверкал мириадами драгоценных камней под лучами утреннего солнца. Пройдя сквозь туман, мы поднялись на берег Михо, где в Симиноэ растут древние сосны. Потом мы со страхом стояли на мосту Кумэдзи и с удивлением смотрели на гигантские растения фуни в Акита. Так мы познали все величие Вселенной, мощь мироздания. Мы видели и расцвет красных кленов, и луну, и снег, и весну, и осень. Здесь все было собрано воедино, и нам трудно описать красоту всего виденного, настолько это было величественным. Грохот головокружительного водопада Оно продолжал отзываться в наших ушах» (Коломиец, 1967).


На титуле альбома находилось изображение великого японского поэта Басе (1644-1694), певца японской дикой природы. Басе изображался сидящим под большим развесистым кленом. Глаза его были полузакрыты. Поэт погружен в раздумье - возможно он сочинял свою знаменитую строку:


О, этот путь в глуши!
Сгущается сумрак осенний -
И ни живой души.


Назовем другие известные гравюры Хокусая, посвященные горе Фудзи и водопадам: «Купание коня в водопаде», «Путешественники у водопада Кирифури», «Ли По у водопада», «Всадник в снегу», «Гора Фудзи и дракон», «Вид на гору Фудзи с побережья в провинции Сагати».


Кроме Фудзи и водопадов Хокусай великолепно писал и другие уголки дикой природы Японии. Гравюра «Хитати. Снег на горе Цукуба» изображает суровое величие горы, на которой нет растительности, нет человека, и которая воспринимается как образ грандиозной и могучей вольной природы. Огромным черным силуэтом, похожим на зверя-великана, стоящего на огромных ногах, выступает скала в диптихе «Размытая скала в провинции Сосю». Гравюра «Тайфун» посвящена разбушевавшейся стихии. Три четверти листа затянуто белыми клубами облаков, нависших над землей. В разрывах их, словно жуткое видение, возникает хаотическое нагромождение палок, досок, поднятых в воздух ураганом.


Хороши виды диких животных и растений. В гравюре «Волк» зверь изображен на фоне луны. Зверь сидит и воет: четко видны острые когти и вздыбленная шерсть. Волк как бы вписывается в белый круг луны. Пейзаж с редким кустарником создает впечатление чего-то дикого и сурового.


В гравюре «Бегущий тигр» Хокусай показал тигра, который бежит, сметая все на своем пути. Поднятые вихрем, несутся вслед за ним листья и ветки. Чувствуется сила и мощь дикого зверя. Среди других его известных изображений диких животных и растений можно назвать: «Два журавля на заснеженной сосне», «Канарейка и пионы», «Стрекоза в цветах», «Бабочки и пионы», «Пчела и хризантемы», «Лилии», «Оранжевые орхидеи», «Ирисы».


Сам Хокусай как-то заметил: «Начиная с шести лет я страдал манией зарисовывать форму вещей. Примерно с пятидесяти лет я создал большое количество рисунков в все, что я нарисовал до семидесяти лет, на самом деле не стоит никакого внимания. В семьдесят три года я, наконец начал что-то понимать в природе птиц, зверей, насекомых, рыб - жизненную силу трав и деревьев» (Цит. по: Стенли, 2002).


Творчество великого художника имело огромное влияние не только на художников дикой природы Японии, но и Европы. И в наше время оно продолжает волновать умы: свежий пример - недавняя нашумевшая книга известного американского писателя Зелязны Роджера - «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая» в стиле фэнтези.


Другим великим японским художником дикой природы был Утагава (Андо) Хиросигэ (1797-1858). Он создал уникальные серии гравюр, изображавшие свободную природу Японии: «Знаменитые виды всей Японии», «Двадцать восемь видов луны», «Пятьдесят три станции дороги Токайдо», «Восемь видов провинции Оми», «Более шестидесяти видов провинций», «Тридцать шесть видов горы Фудзи», «Снег, луна, цветы», «Цветы и птицы».


Из знаменитой серии «Двадцать восемь видов луны» время сохранило лишь два шедевра. Один из них называется «Луна-лук», то есть месяц, напоминающий по форме лук для стрельбы. Вздымающиеся к небу скалы горного ущелья вверху соединены непрочным мостом. Угрюмую неподвижность дикого ущелья нарушает быстрый поток, да сверкающий серп месяца. Под верхней кромкой моста китайское стихотворение комментирует рисунок:


Предрассветный месяц летит
Среди тысяч деревьев.
Река осени течет
Среди многих ликов на Запад.
(Дашкевич, 1974)


На другой гравюре «Луна за осенними листьями и водопадом» огромный диск луны выплывает из-за синей полосы водопада, увлекающего за собой падающие с нависшего над водой клена красные листья.


Серия «Шесть рек Тамба» посвящены традиционной для японской поэзии и живописи теме красоты шести японских одноименных рек Тамагава («река-жемчужина»).


В зимнем пейзаже «Горы и снег на дороге Кисой Кайдо» силуэты неприступных скал своей строгостью и суровостью придают гравюре символический характер.


«Природа так прекрасна!, - не уставал повторять художник. Даже если посещать одно и то же место неоднократно, оно каждый раз кажется совершенно другим» (Дашкевич, 1974).


Чарующей красоте дикой природы Японии посвящены такие шедевры Хиросигэ как «Водовороты Наруто в Ава» (1853-1856), «Хаконэ. Горное озеро», «Вечерний снег на горе Хира», «Камэяма. Снег в ясную погоду» (1833- 1834), «Горы в снегу в верховьях реки Фудзигава» (1841-1842), «Скалы над озером Хаконэ», «Вид на Хакон», «Проход Инум в провинции Каи», «Ясная погода после снегопада», «Камэяма».


Не мог свои вниманием великий мастер обойти и дикую природу горы Фудзи. Известны такие его работы как «Вид из Хаконэ», «Озеро Сува в Шинанойской провинции», «Река Фуски».


Художник не только удачно работал в жанре «горы-воды», но и «цветы-птицы», уверяя, что в одном дереве может услышать дыхание леса, а в одном цветке уловить аромат луга. (Виноградова, 2004). Известны такие его шедевры как «Сова на сосновой ветке» (1932), «Сорока на цветущей камелии», «Воробьи над покрытой снегом камелией», «Тростник в снегу и дикая утка».


Как справедливо пишет искусствовед В.Дашкевич, в работах Хиросигэ всегда ощущаются философские буддийские концепции о бесконечной изменчивости мира дикой природы, где нет остановки и нет конца. Отсюда в его гравюрах ассиметричность, недосказанность и незавершенность. «Можно ли любоваться вишнями лишь раз в разгар цветения и полной луной только на безоблачном небе? Ведь тосковать по луне, скрытой пеленой дождя или, сидя дома и не видя поступи весны, думать о ней, - все это тоже не может не волновать нас своим очарованием. Многое трогает нас и в ветках, которые вот-вот должны покрыться распустившимися цветами, и в саде, что осыпается и вянет...Все на свете имеет свою прелесть и в своем начале и в своем конце» (Дашкевич, 1974).


Традиции Хокусая и Хиросигэ в 20 веке продолжали их соотечественники - Т.Хироаки, К.Хасуи, К.Широ, Т.Койтсу, И.Такаши, Х.Йошида и другие. Так, дикую природу Фудзи изображали Т.Шотей - «Гора Фудзи в тумане», К.Хасуи «Фудзи и река», «Гора Фудзи с Сатта Пасс», И.Такаши «Гора Фудзи виднеется сквозь лес», В.Како «Гора Фудзи у озера Кавагучи» (78).


В 1960-1980-х годах в Японии сформировалась национальная школа Нихонга, представители которой также часто обращаются к дикой природе: М.Иокояма - «Фудзи на утренней заре», Д.Окумура - «Олени», С.Яманото - «Снежная зимняя гора», «Летняя гора в дымке», Т.Исида - «Холодная роща», Т.Иокояма - «Бог в душе».

Категория: Мои статьи | Добавил: Иван (15.10.2012)
Просмотров: 1508 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024