Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин I Великий перенёс свою столицу в город Византий (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс
ромеев» — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в
официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса
ромеев» как пантократора (от греч. — «держитель», повелитель вселенной).
С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни
греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру,
названную в науке византизмом.
Первые столетия существования Византийского государства можно
рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения
византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства.
Формирование христианства как философско-религиозной системы было
сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие
философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным
миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские
богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой
культуры для использования её в создании философских концепций. Такие
мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,
закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в
историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание
бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных
и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение
мира и отношение к вселенной, природе, обществу.
Периоды истории византийского искусства и их характеристика
- раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
- ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
- иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741),
основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот
период получил название «темное время» — во многом по аналогии со
сходным этапом развития Западной Европы.
- период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
- период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
- период Палеологовского Возрождения, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).
Религиозные и эстетические принципы византийского искусства
Иконопись
Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в
восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не
только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например,
Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала
влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии,
Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием
Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.
Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.
Ваяние в Византии
Для религиозных целей ваяние
с самого начала употреблялось умеренно, потому что восточная церковь
всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в
некотором роде идолопоклонством, и если до IX века круглые фигуры ещё
были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора
842 г. они были совсем устранены из них. Таким образом, главное поприще
деятельности для скульптуры было закрыто, и ей оставалось исполнять
только саркофаги, орнаментальные рельефы, небольшие диптихи,
даримые императорами сановникам и церковным иерархам, переплёты для
книг, сосуды и пр. Материалом для мелких поделок такого рода служила в
большинстве случаев слоновая кость, резьба которой достигла в Византии
значительного совершенства.
Декоративно-прикладное искусство
Наряду с резным делом процветала обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые произведения умеренного рельефа.
Византийские художники дошли, наконец, до того, что стали обходиться
вовсе без рельефа, как, например, в бронзовых дверях церквей, производя
на медной поверхности лишь слегка углублённый контур и выкладывая его
другим металлом, серебром или золотом. К этому разряду работ,
называемому agemina, принадлежали замечательные двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время её пожара в 1823 году, и принадлежат двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя. Кроме дверей, таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей
и т. п. Во всех подобных произведениях византийское искусство старалось
избегать выпуклости, заменяя рельеф или агеминальной работой, или
чернетью, или эмалью, и заботясь пуще всего о роскоши и возможно большем
употреблении драгоценных каменьев.
Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях,
которые можно разделить на два сорта: простую эмаль (émail champlevé) и
перегородочную эмаль (émail cloisoné). В первой на поверхности металла
делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти
углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое
потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй
рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и
пространства между получившихся таким образом перегородок заполнялись
стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и
прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.
Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет
знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь) — род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.
|