Первая
группа портретов, исполненных в технике масляной живописи, датируется
второй половиной 17 в.; в это время жизнь переселенцев протекала
относительно спокойно, быт стабилизировался и появились возможности для
занятий искусством. Из этих работ наиболее известен портрет Миссис Фрик с
дочерью Мэри (1671-1674, Массачусетс, Музей искусств в Уорстере),
написанный неизвестным английским художником. К 1730-м годам в городах
восточного побережья уже было несколько художников, работавших в более
современной и реалистической манере: Генриетта Джонстон в Чарльстоне
(1705), Юстус Энгльхардт Кюн в Аннаполисе (1708), Густав Хесселиус в
Филадельфии (1712), Джон Уотсон в Перт-Эмбой в Нью Джерси (1714), Питер
Пелэм (1726) и Джон Смайберт (1728) в Бостоне. Живопись двух последних
оказала существенное влияние на творчество Джона Синглтона Копли
(1738-1815), который считается первым крупным американским художником.
По гравюрам из коллекции Пелэма молодой Копли получил представление об
английском парадном портрете и живописи Годфри Неллера, ведущего
английского мастера, работавшего в этом жанре в начале 18 в. В картине
Мальчик с белкой (1765, Бостон, Музей изящных искусств) Копли создал
замечательный реалистический портрет, нежный и удивительно точный в
передаче фактуры предметов. Когда в 1765 Копли отправил эту работу в
Лондон, Джошуа Рейнолдс посоветовал ему продолжить учебу в Англии.
Однако Копли оставался в Америке до 1774 и продолжал писать портреты,
тщательно прорабатывая в них все детали и нюансы. Затем он предпринял
путешествие в Европу и в 1775 поселился в Лондоне; в его стиле появились
манерность и черты идеализации, свойственные английской живописи этого
времени. Среди лучших произведений, созданных Копли в Англии, - большие
парадные портреты, напоминающие работы Бенджамина Уэста, в том числе
картина Брук Уотсон и акула (1778, Бостон, Музей изящных искусств).
Бенджамин
Уэст (1738-1820) родился в Пенсильвании; написав несколько портретов
жителей Филадельфии, он переехал в Лондон в 1763. Здесь он приобрел
известность как исторический живописец. Образцом его работы в этом жанре
может служить картина Смерть генерала Вулфа (1770, Оттава, Национальная
галерея Канады). В 1792 Уэст сменил Рейнолдса на посту президента
Британской Королевской академии художеств.
Война за независимость и начало 19 в.
В
отличие от Копли и Уэста, которые навсегда остались в Лондоне,
портретист Джилберт Стюарт (1755-1828) в 1792 вернулся в Америку, сделав
карьеру в Лондоне и Дублине. Вскоре он стал ведущим мастером этого
жанра в молодой республике; Стюарт написал портреты почти всех
выдающихся политических и общественных деятелей Америки. Его работы
исполнены в живой, свободной, эскизной манере, сильно отличающейся от
стиля американских работ Копли.
Бенджамин
Уэст охотно принимал в свою лондонскую мастерскую молодых американских
художников; среди его учеников были Чарльз Уилсон Пил (1741-1827) и
Сэмюэл Ф.Б.Морзе (1791-1872). Пил стал основателем династии живописцев и
семейного художественного предприятия в Филадельфии. Он писал портреты,
занимался научными исследованиями и открыл Музей естественной истории и
живописи в Филадельфии (1786). Из его семнадцати детей многие стали
художниками и естествоиспытателями. Морзе, более известный как
изобретатель телеграфа, написал несколько прекрасных портретов и одну из
наиболее грандиозных картин во всей американской живописи - Галерея
Лувра. На этой работе с потрясающей точностью воспроизведены в миниатюре
около 37 холстов. Это произведение, как и вся деятельность Морзе, имело
целью познакомить молодую нацию с великой европейской культурой.
Вашингтон
Олстон (1779-1843) был одним из первых американских художников,
отдавших дань романтизму; во время своих длительных путешествий по
Европе он писал морские штормы, поэтические итальянские сценки и
сентиментальные портреты.
В начале 19 в.
открылись первые американские академии художеств, дававшие студентам
профессиональную подготовку и принимавшие самое непосредственное участие
в организации выставок: Пенсильванская академия художеств в Филадельфии
(1805) и Национальная академия рисунка в Нью-Йорке (1825), первым
президентом которой был С.Р.Морзе. В 1820-1830-е годы Джон Трамбалл
(1756-1843) и Джон Вандерлин (1775-1852) написали огромные композиции на
сюжеты из американской истории, украсившие стены ротонды Капитолия в
Вашингтоне.
В 1830-e годы пейзаж стал
господствующим жанром американской живописи. Томас Коул (1801-1848)
писал девственную природу севера (шт. Нью-Йорк). Он утверждал, что
обветренные горы и яркий осенний лес - более подходящие сюжеты для
американских художников, чем живописные европейские руины. Коул написал
также несколько пейзажей, проникнутых этико-религиозным смыслом; среди
них четыре больших картины Жизненный путь (1842, Вашингтон, Национальная
галерея) - аллегорические композиции, на которых изображена
спускающаяся по реке лодка, в которой сидит мальчик, затем юноша, затем
мужчина и наконец старик. Многие пейзажисты последовали примеру Коула и
изображали в своих работах виды американской природы; их часто
объединяют в одну группу под названием «школа реки Гудзон» (что не
соответствует действительности, так как они работали по всей стране и
писали в разной стилистике).
Из американских
жанристов наиболее известны Уильям Сидни Маунт (1807-1868), писавший
сцены из жизни фермеров Лонг-Айленда, и Джордж Калеб Бинхэм (1811-1879),
картины которого посвящены жизни рыбаков с берегов Миссури и выборам в
маленьких провинциальных городках.
Перед
Гражданской войной самым популярным художником был Фредерик Эдвин Чёрч
(1826-1900), ученик Коула. Он писал работы в основном крупного формата и
использовал подчас слишком натуралистические мотивы, чтобы привлечь и
ошеломить публику. Чёрч путешествовал по самым экзотическим и опасным
местам, собирая материал для изображения южноамериканских вулканов и
айсбергов северных морей; одно из его самых известных произведений -
картина Ниагарский водопад (1857, Вашингтон, галерея Коркоран).
В
1860-е годы огромные полотна Альберта Бирштадта (1830-1902) вызывали
всеобщее восхищение красотой изображенных на них Скалистых гор, с их
чистыми озерами, лесами и башнеподобными пиками.
Послевоенный период и рубеж веков
После
Гражданской войны стало модным учиться живописи в Европе. В
Дюссельдорфе, Мюнхене и особенно в Париже можно было получить гораздо
более фундаментальное образование, чем в Америке. Джеймс Макнил Уистлер
(1834-1903), Мэри Кассат (1845-1926) и Джон Сингер Сарджент
(1856-1925) учились в Париже, жили и работали во Франции и Англии.
Уистлер был близок французским импрессионистам; в своих картинах он
уделял особое внимание сочетаниям цветов и выразительной, лаконичной
композиции. Мэри Кассат по приглашению Эдгара Дега принимала участие в
выставках импрессионистов с 1879 по 1886. Сарджент писал портреты
наиболее выдающихся людей Старого и Нового Света в смелой, порывистой,
очерковой манере.
Противоположную
импрессионизму сторону стилистического спектра в искусстве конца 19 в.
занимали художники-реалисты, писавшие иллюзионистические натюрморты:
Уильям Майкл Харнетт (1848-1892), Джон Фридерик Пето (1854-1907) и Джон
Хэберл (1856-1933).
Два крупных художника
конца 19 - начала 20 в., Уинслоу Хомер (1836-1910) и Томас Икинс
(1844-1916), не принадлежали ни к одному из модных в то время
художественных направлений. Хомер начал свою творческую деятельность в
1860-е годы с иллюстрирования нью-йоркских журналов; уже в 1890-е годы
он имел репутацию знаменитого художника. Его ранние картины - насыщенные
ярким солнечным светом сцены деревенской жизни. Позднее Хомер стал
обращаться к более сложным и драматическим образам и темам: на картине
Гольфстрим (1899, Метрополитен) изображено отчаяние чернокожего моряка,
лежащего на палубе шлюпки в бурном, кишащем акулами море. Томас Икинс
при жизни подвергался жестокой критике за излишний объективизм и
прямоту. Сейчас его произведения высоко ценятся за строгий и четкий
рисунок; его кисти принадлежат изображения спортсменов и искренние,
проникнутые сочувствием портретные образы.
Двадцатый век
В
начале века выше всего ценились подражания французскому импрессионизму.
Общественному вкусу бросила вызов группа из восьми художников: Роберт
Хенри (1865-1929), В.Дж.Глэкенс (1870-1938), Джон Слоун (1871-1951),
Дж.Б.Лакс (1867-1933), Эверетт Шинн (1876-1953), А.Б.Дэвис (1862-1928),
Морис Прендергаст (1859-1924) и Эрнест Лоусон (1873-1939). Критики
окрестили их школой «мусорного ведра» за пристрастие к изображению
трущоб и других прозаических предметов.
В
1913 на т.н. «Армори-шоу» были выставлены произведения мастеров,
принадлежавших к различным направлениям постимпрессионизма. Американские
художники разделились: некоторые из них обратились к исследованию
возможностей цветовой и формальной абстракции, другие остались в лоне
реалистической традиции. Во вторую группу входили Чарлз Берчфилд
(1893-1967), Реджинальд Марш (1898-1954), Эдвард Хоппер (1882-1967),
Фэрфилд Портер (1907-1975), Эндрю Уайет (р. 1917) и другие. Картины
Айвэна Олбрайта (1897-1983), Джорджа Тукера (р. 1920) и Питера Блума
(1906-1992) написаны в стиле «магического реализма» (сходство с натурой в
их работах преувеличено, а реальность скорее напоминает сон или
галлюцинацию). Другие художники, такие, как Чарлз Шилер (1883-1965),
Чарлз Демут (1883-1935), Лайонел Фейнингер (1871-1956) и Джорджия
О'Кифф (1887-1986), совмещали в своих произведениях элементы реализма,
кубизма, экспрессионизма и других течений европейского искусства.
Морские виды Джона Мэрина (1870-1953) и Марсдена Хартли (1877-1943)
близки к экспрессионизму. Изображения птиц и животных на картинах Мориса
Грэйвса (р. 1910) еще сохраняют связь с видимым миром, хотя формы в его
работах сильно искажены и доведены до почти крайних символических
обозначений.
После Второй мировой войны
ведущим направлением в американском искусстве стала беспредметная
живопись. Главное внимание уделялось теперь живописной поверхности самой
по себе; она рассматривалась как арена взаимодействия линий, масс и
цветовых пятен. Наиболее значительное место занял в эти годы абстрактный
экспрессионизм. Он стал первым течением в живописи, возникшим в США и
имевшим международное значение. Лидерами этого движения были Аршил
Горки (1904-1948), Виллем де Коонинг (Кунинг) (1904-1997), Джексон
Поллок (1912-1956), Марк Ротко (1903-1970) и Франц Клайн (1910-1962).
Одним из интереснейших открытий абстрактного экспрессионизма явился
художественный метод Джексона Поллока, который капал красками на холст
или бросал их для получения сложного лабиринта динамичных линеарных
форм. Другие художники этого направления - Ханс Хофманн (1880-1966),
Клайфорд Стилл (1904-1980), Роберт Мазеруэлл (1915-1991) и Хелен
Фрэнкентэлер (р. 1928) - практиковали технику окрашивания холстов. Еще
один вариант беспредметного искусства представляет живопись Джозефа
Альберса (1888-1976) и Эда Рейнхарта (1913-1967); их картины состоят из
холодных, точно просчитанных геометрических форм. Среди других
художников, работавших в этом стиле: Элсворт Келли (р. 1923), Барнетт
Ньюман (1905-1970), Кеннет Нолэнд (р. 1924), Фрэнк Стелла (р. 1936) и
Эл Хелд (р. 1928); позднее они возглавили направление опт-арт.
В
конце 1950-х годов против беспредметного искусства выступили Роберт
Раушенберг (р. 1925), Джаспер Джонс (р. 1930) и Ларри Риверс (р.
1923), работавшие в смешанных техниках, в том числе в технике
ассамблажа. Они включали в свои «картины» фрагменты фотографий, газет,
афиш и другие предметы. В начале 1960-х годов ассамблаж породил новое
движение, т.н. поп-арт, представители которого очень тщательно и точно
воспроизводили в своих работах разнообразные предметы и образы
американской поп-культуры: банки кока-колы и консервов, пачки сигарет,
комиксы. Ведущие художники этого направления - Энди Уорхол
(1928-1987), Джеймс Розенквист (р. 1933), Джим Дайн (р. 1935) и Рой
Лихтенстейн (р. 1923). Вслед за поп-артом появился опт-арт, основанный
на принципах оптики и оптической иллюзии. В 1970-е годы в Америке
продолжали существовать разные школы экспрессионизма, геометрический
хард-эдж, поп-арт, все более входивший в моду фотореализм и другие стили
изобразительного искусства.
|